семейный психолог одесса

ЗМI про ОНУ

20-04-2011

Философия учит свободе

  Интервью со старшим преподавателем кафедры философии и основ общегуманитарного знания ОНУ имени И.И. Мечникова Нелли Адольфовной Ивановой-Георгиевской.
  Три года тому назад организаторы телепрограммы «Великие украинцы» посетили Одесский Национальный Университет им. И.И. Мечникова. В актовом зале молодые люди делились своими мнениями о том, кто же достоин носить звание «Cамая выдающаяся личность Украины». Одна из студенток, подойдя к микрофону, назвала необычное для столичных гостей имя - Нелли Адольфовна Иванова-Георгиевская. «Это человек, который научил меня мыслить, – улыбаясь, пояснила деву­шка. – Это мой учитель философии!» Такой ответ вызвал поддержку среди студентов, и они стоя они аплодировали любимому педагогу.

  Сегодня наш собеседник именно Нелли Адольфовна Иванова-Георгиевская – старший преподаватель кафедры философии и основ общегуманитарного знания ОНУ имени И.И. Мечникова, член правления общества «Одесская гуманитарная традиция» и просто педагог, который уже в течение многих лет вдохновляет молодых людей на изучение философии.
  Нелли Адольфовна, что для Вас означает быть философом?
  Когда-то отец европейской философии, древнегреческий философ Фалес был осмеян старухой-служанкой, когда, созерцая движение небесных сфер, упал в яму. Этот случай обычно истолковывают как демонстрацию своеобразия философского размышления, подымающего взор мыслящего над повседневным существованием, чтобы открылось то измерение бытия человека и мира, которое до философского вопрошания укрыто покрывалом наших предрассудков. Философ ищет ясные начала мышления, чтобы несомненно истинные основания становились прочной опорой в философском поиске.
  Быть философом значит принимать на себя ответственность за открытие смысла мира и человеческого бытия. Деррида, поражающий всех незаурядностью и точностью мысли, как-то, размышляя о феноменологической философии Гуссерля, написал, что философия есть «расположенность внимания к наступлению истины, всегда уже заявлявшей о себе». И, как мне кажется, ставки в игре здесь высоки: речь ведется об Истине. Поэтому философское размышление – это самоосмысление и ответственность, «свободное решение, в котором смысл обдумывается, чтобы в слове стать подотчетным и отдать себе отчет в опасности пути», «возложить на себя обмен смыслом, чтобы бдеть за своими странствованиями». И тогда загорается свет Истины, способный осветить мир и каждую часть его, открывающую в этом свете свою подлинную природу.
  Служанка насмехалась над мудрецом: «Фалес, ты не видишь, что у тебя под ногами, а надеешься познать звезды!» А философ показывает, что по-настоящему понять, что делается под ногами, можно только тогда, когда становишься чувствительным к этому свету.
  Быть философом – значит любить Истину как ценную саму по себе, а не ради успеха, значит быть убежденным, что только жизнь в соответствии с нею делает человека свободным. И, как говорил другой мыслитель, Ратцингер, любить ее без умысла.
  Кого и почему из выдающихся философов Вы считаете своими учителями?
  Тех, кто принимал в качестве основы бытия и познания, в качестве цели жизни и деятельности Истину. И кто убедительно учил жить в ней, стремиться к ее постижению и претворению в собственном существовании. В частности:
  Платона, показавшего, что истина не сводима к привычным видимостям, и что разум должен постигать ее, пребывая в высшем виде неистовства – любви к ней. Меня когда-то поразила эта страстность познания.
  Фому Аквинского, великого ума теолога и философа, утвердившего в рамках универсального учения правомочность человеческого разума перед лицом веры и Откровения. Понимавшего свободу, составляющую природу человека, как независимость от зла, что предполагает личную ответственность человека перед Истиной. Убежденного в том, что полнота бытия и спасение души человека возможны только в Истине, для него тождественной Богу.
  Декарта, открывшего для исследования трансцендентальную область сознания и предложившего четкие правила метода, позволяющие достичь истинного знания. Свято верившего в то, что счастливым человека делает в самой большой степени поиск истины.
  Гуссерля, сумевшего в кризисную эпоху первой половины ХХ века сохранить веру в человеческий разум, ориентированный на поиск Истины. Создавшего феноменологическое учение, которое другой философ ХХ века, основатель философской герменевтики Гадамер, назвал самой правдолюбивой и совестливой философской школой.
  Эдит Штайн, которая в безумии нацистского концлагеря, в газовой камере которого она погибла, сохранила веру в Истину и человеческий разум. На меня произвел существенное воздействие сформулированный ею принцип, ведущий к Истине через веру: решиться, не получив взамен никакой гарантии.
  Кароля Войтылу (с 1978 г. – Иоанн Павел II, Его Святейшество Папа Римский), создавшего этическое учение, провозглашающее евангельскими словами «Не бойтесь!» важный принцип человеческого бытия, взывающее к лучшему в человеке и дающее ему состояться как личности перед лицом Божественной Любви и Бесконечности.
  В наше время часто говорят, что молодежь потеряла жизненные ориентиры, следует не тем идеалам и ценностям. Согласны ли Вы с этим мнением?
  Я скорее стала бы говорить не о молодежи, потерявшей жизненные ориентиры, а о той ситуации, в которой сейчас пребывает человечество, и которая отмечена утратой определенных духовных ориентиров. Платоновское противопоставление мира истинного бытия, в котором пребывают нематериальные сущности, вечные и неизменные, и земного мира вещей, тленных и изменчивых, а потому лишь копий, теней, несовершенно отражающих своим колеблющимся существованием оригиналы, – это противопоставление постепенно переставало быть действенным. Когда в середине XIX века прозвучало ницшеанское «Бог умер», он зафиксировал остановку значимости этого противопоставления, когда человек перестал определять свое бытие в мире сверхчувственными духовными основаниями. Современная ситуация показывает полное отсутствие различения «оригинала» и «копии», когда неподлинное вписано в структуру реальности, когда действительность структурируется иллюзией, когда вся реальность носит характер симуляции. Философы характеризуют современную жизнь человека в обществе как спектакль, когда определенные формы видения мира объективируются в виде социальных видимостей, которые в сознании потребляющих их имеют очевидное онтологическое превосходство, вследствие чего жизнь подчиняется этим формам. При этом язык этих спектаклей, сохраняя свой характер видимости, по словам Ги Дебора, является дискурсом непрозрачным и эллиптическим, так как зрелищный дискурс замалчивает все, что ему не подходит. Такая организация дискурса спектакля позволяет ему быть средством фальсификации общественной жизни и мифологизации сознания. Как писал Беньямин, в таких условиях и самосознание социального класса обретает форму не столько политическую, сколько театральную.
  Таков характер современной действительности – от самых простых будничных вещей, когда в магазине предлагается «лучшая зубная паста в мире» в этом утверждении снято противопоставление лучшей пасты плохой пасте, потому что под названием «лучшая» может находиться как раз плохая, до сложных моментов жизненного выбора и морального поступка, когда даже богослужение приобрело черты шоу. Я понимаю, что не все люди хорошо себя чувствуют в таком смысловом контексте. Но он сейчас такой. В чем может быть выход – трудно сейчас сказать. Но если помнить взгляд на историю философской мысли современного философа Хёсле, то за субъективизмом и вытекающим из него скептицизмом и нигилизмом обязательно приходит поиск новый абсолютных оснований. Так что ищем!
  Как же пробудить в молодых людях интерес к вечным ценностям, к философии?
  Я не думаю, что у молодежи интерес к вечным ценностям засыпал. Просто каждый под «вечными ценностями» понимает то, что может в силу своего жизненного горизонта. Поэтому важно – расширять жизненный горизонт, прежде всего посредством образования. Не просто давая какую-то информацию, а вверяя ученика его свободе. Создавая условия для того, чтобы молодой человек мог во всей полноте реализовать себя, взяв на себя ответственность за свою жизнь, свои решения и поступки. Таким образом, только помогая человеку стать самим собою, можно обратить его взор на истинного человека в себе самом. Ту личностную основу, которая всегда обращена к Истине, к вечным ценностям. Это можно сделать при помощи философии, конечно. Но главным образом – обучая собою. Своим примером. Не врать.
  Кем должен быть философ в первую очередь: теоретиком или практиком?
  Философ, осуществляющий познание мира и человека в нём, – теоретик, в том смысле, что философия – это умозрительное познание, это пребывание мысли в мире сущностей и смыслов. И практическая философия также теоретична по форме, в ее названии зафиксирована природа объекта изучения.
  Но есть философские учения, в которых утверждается, что смысл бытия не может открыться в теоретической установке, реализуемой, в частности, в научном познании. Истина открывается не посредством применения методов, не теоретически, а в процессе проживания человеком жизненных ситуаций, когда формой познания становится экзистенциальное событие. Так, Хайдеггер показывает, что человек постигает смысл себя как конечного существа не посредством теоретического исследования, а через страх смерти, открывающий временной характер человеческого бытия, его историчность. Но все размышление Хайдеггера об этом вполне теоретично.
  Может ли философия быть профессией? Или все-таки это призвание души?
  Философия – это любовь к мудрости, любовь к Истине. Профессией может быть «преподаватель философии». Философия реализуется как философствование – поиск оснований мира как универсума и места в нем человека. К этому поиску можно приобщиться и приобщить ученика, путем усилия – интеллектуального и морального усилия. Это усилие быть человеком.
  Что Вы советуете молодым людям, которые выбрали обучение на философском факультете?
  Внимательно вдуматься в слова Гегеля: «Философия как наука разума предназначена для всех. Не все достигают ее, но это другое дело». Не бывает разума, не способного к философии. Необходимо усилие, чтобы разум сумел реализовать своё высшее призвание.
  Помнить, что философия учит главному – свободе. Свободе не в смысле независимости от всего (это вульгарное, дурное понимание свободы), а подлинной свободе, когда человек в мысли, в слове, в действии полагается на Истину и удерживает собственную ответственность за свой выбор.
  Вы преподаете, в первую очередь, студентам, для которых философия не основной предмет. Усложняет ли это задачу?
  Действительно, я читаю на философском факультете 2 спецкурса для студентов 3 и 4 курсов, а большая часть моей учебной работы – это курс философии для студентов шести специальностей филологического факультета. И для них же я читаю курс основ герменевтики, а также курс для магистров-журналистов. К сожалению, в учебной программе не так много часов отдано философским дисциплинам. Поэтому развернуть философствование во всей полноте философских проблем, конечно, невозможно. Да и такой курс имеет другие цели: показать методологическое значение философии для всех видов познания. Научить студентов, будущих специалистов, в данном случае, в филологической области познания, быть внимательными к предпосылкам собственной профессиональной деятельности, к чему страстно призывает философия. Я бы не стала говорить, что это усложняет преподавательскую задачу – разве что в такой ситуации преподавателю нужно ориентироваться в филологических науках. Мне это несложно: я получала первое образование на филологическом факультете.
  Как Вам кажется, увидит ли ещё мир выдающихся философов, или все же XXI век не может быть эпохой философии?
  Я убеждена, что философия не может стать ненужной человеку. Потому что ему всегда будет важно смотреть на мир как на универсум, находя для каждого вида сущего его место. Поэтому рано или поздно будут появляться люди, способные заглянуть под покров наших предрассудков, наброшенный на мир, и увидеть проблеск нового смысла.
  Современный мир наполнен межнациональными конфликтами, как Вам кажется, есть ли философский путь решения данной проблемы?
  Философия в ХХ веке внимательна к проблеме взаимоотношений человека с другим человеком, одной культуры – с другими, одной нации – с другими. Существуют философские учения, разрабатывающие основания диалога между людьми. Это такие философские направления, как философия диалога, коммуникативная философия, философская герменевтика, респонзивная феноменология, феноменологическая этика. В них предлагаются различные решения, но главное в них всех – понимание, что в современном мире невозможно существовать, замкнувшись от всех в сфере собственного существования. И достичь самоидентичности можно только перед лицом Другого. А это требует способности слышать Другого, откликаться на его призывы.
  Но когда, в какую эпоху мир слушал советы философов? Философия об этом тоже может говорить со всей полнотою присущей ей иронии.

Джерело: http://www.newacropolis.org.ua/ru/culture/interview/?DETAIL=5848